Перейти к основному содержанию

Стили ушу

Толковый словарь трактует «ушу» как традиционную китайскую систему совершенствования личности, включающую набор физических упражнений и приемы боя.

Зародившись в Китае тысячелетия назад, ушу насчитывает огромное количество школ и стилей. Свои разновидности есть практически в каждом уезде страны. Наиболее известными считаются от 80 до 130 стилей.

Систематизировать стили ушу неоднократно пытались по самым различным признакам: времени и территории возникновения, создателям и главенствующим приемам, но до появления единого перечня все еще далеко.

Классификация стилей

Как правило, выделяют три раздела ушу. Традиционное – когда изучение ведется по канонам конкретной школы (шаолинь, хэбэй, удан и пр.).

Спортивное, или боевое, ушу представляет собой зрелищное выполнение техники и упражнений различной степени сложности. Это могут быть как прыжки, акробатические и гимнастические элементы, так и действия со спортивным оружием. Под это определение подходит стиль ушу-таолу.

В этот же раздел относят и спортивные поединки, проходящие по правилам того или иного стиля. Это может быть свободный контактный поединок ушу-саньда, в котором бойцы выступают в защитном снаряжении, а судейство проводится с использованием балльной системы.

К спортивному разделу относятся также поединки с коротким оружием (дуаньбин), борьба шуайцзяо и туйшоу – стиль, в котором спортсмены, соревнуясь, выталкивают друг друга за пределы ринга.

Оздоровительное ушу заключается в освоении целого комплекса гимнастических и базовых упражнений, приемов для отработки плавности перемещения, дыхательных упражнений и массажа — всего того, что благотворно влияет на здоровье человека.

Жесткая мягкость

Другая классификация стилей ушу разделяет их всего на две категории. Это жесткая и мягкая формы. Раньше мастера ушу использовали мягкие стили как разминку, а жесткие – в процессе основных тренировок.

Жесткая форма (солин) характеризуется военно-прикладной направленностью, она опирается на физическую мощь, скорость атаки, ловкость, выносливость и т.д. Многие японские стили боевых искусств позаимствовали свои приемы именно отсюда.

К жесткой (внешней) форме причисляют стили ло-хан, шаолинь, па-чи, стили белого журавля, обезьяны, орлиного когтя, пьяницы, богомола, змеи и т.д. Отличаясь рисунком движений и методами нанесения ударов, эти единоборства схожи значительным мышечным напряжением, с которым выполняются упражнения.

Внутренняя, или мягкая, форма (мянь-цюань), имеющая лечебно-профилактическое значение, призвана сохранить здоровье и продлить жизнь. Все движения здесь плавные, выполняются расслабленными мышцами.

К мягким стилям относятся шинь-и, па-куа, тай-цзи-цюань. Они отличаются округлыми движениями, совершаемыми в медленном темпе и восстанавливающими нарушенную циркуляцию внутренней энергии человека.