Лимфома: не приговор
Бесконтрольное деление B- и T-лимфоцитов – белых кровяных клеток – обуславливает появление лимфом, которые, в свою очередь, делят на лимфомы Ходжкина и неходжкинские лимфомы, которые отличаются морфологией заболевания.
Лимфома Ходжкина (лимфогранулематоз, болезнь Ходжкина, злокачественная гранулёма) впервые была описана Томасом Ходжкиным в 1832 г. как заболевание лимфатической системы. Сегодня известно несколько подтипов лимфогранулематоза, имеющего свой сценарий развития.
Неходжкинские лимфомы (лимфосаркомы) имеют разную степень злокачественности и насчитывают порядка 40 подвидов.
Регион проживания – причина опухоли
Зависимость уровня заболеваемости лимфомой от региона проживания, безусловно, существует. Например, в Монголии наиболее распространен рак печени, в Японии – рак желудка, в Польше, где очень много курильщиков, – рак легких. Таким образом, очень многое зависит от поведения людей, местных обычаев и окружающей среды.
Если говорить о лимфоме Ходжкина, то ее встречаемость не имеет особенностей, при неходжкинских лимфомах существует некоторая зависимость. Например, Т-клеточные субкатегории очень распространены на Дальнем Востоке, а В-клеточные больше встречаются на западных территориях. Кроме этого, существует зависимость от возраста: в странах с большой продолжительностью жизни, где больше пожилых людей, соответственно чаще встречается данное заболевание.
Сложности диагностики
В отличие от других онкологических заболеваний, неходжкинские лимфомы очень многолики: вариантов – более 40. По этой причине преобразования клеток опухоли весьма многообразны, что и осложняет постановку диагноза, а лечение в каждом отдельном случае может быть принципиально разным. Кроме визуального, морфологического, добавляются различные лабораторные методы исследования.
Статистика сегодняшнего дня говорит об увеличении в два раза количества пациентов с лимфомами. Возникает вопрос: это связано с лучшей выявляемостью заболеваний или больных и в самом деле становится больше? Увы, здесь мы имеем дело с истинным увеличением числа онкологических больных, и это – всеобщая тенденция, связанная не только с ухудшающейся экологической обстановкой. Растет число больных СПИДом, у которых в силу сниженного иммунного ответа или его отсутствия течение имеющегося заболевания усугубляется опухолевым ростом. То же самое относится и к трансплантационным больным. Кроме этого, у большой части пациентов вообще не удается выявить причины заболевания.
Факторы риска
Коварство лимфомы в том и состоит, что как таковых факторов риска заболеть или спровоцировать заболевание – нет. Некоторые лимфомы связаны с инфекционно-вирусным поражением. Например, лимфома Беркитта развивается вследствие цитопатического воздействия на лимфоидные клетки вируса Эпштейна-Барр, но у нас в Северном полушарии это заболевание практически не встречается. Несколько лимфом связано с хеликобактером и хламидиями. Конечно, не стоит злоупотреблять инсоляцией. Прямых же факторов риска заболевания лимфомой никто назвать не может.
Выживаемость
Вопрос выживаемости пациентов с неагрессивной лимфомой сегодня, когда осуществлен такой прорыв в химиотерапии онкологических заболеваний крови, не однозначен: подтипов лимфом множество, все они различаются клиническим течением, да и пациенты по-разному отвечают на лечение. Например, при неагрессивной лимфоме прогноз может быть довольно благополучным, когда выживаемость составляет от 10 до 20 лет, с терапией или даже без нее. Поэтому у онкогематологов обсуждается вопрос тактики «наблюдай и жди». При агрессивных лимфомах прогноз может быть крайне неблагоприятным – максимум два года, однако лечение сейчас значительно улучшает этот показатель. С появлением препаратов на основе моноклональных антител стало возможным даже полное излечение. Однако есть заболевания, которые сегодня невозможно вылечить, к сожалению, поскольку они склонны к хроническому течению и прогрессированию, и здесь вопрос уже идет о качестве жизни. Поэтому если увеличить продолжительность жизни онкогематологического больного невозможно, то можно улучшить качество жизни.
Лечение
И хотя на сегодняшний день у нас в стране нет стандартов терапии онкогематологических больных (он пока находится в разработке), а лишь стандарт медико-экономической помощи, где дается весь перечень медико-диагностических вмешательств и перечень используемых лекарственных средств (это, правда, не является алгоритмом клинических рекомендаций), отечественные онкологи лечат своих пациентов по мировым стандартам. К счастью, вся лекарственная составляющая для онкогематологических больных, так называемая химиотерапия, у нас в стане абсолютно доступна. Такое стало возможно благодаря федеральной целевой программе «Семь нозологий», в соответствие с которой больные обеспечиваются необходимыми современными препаратами. Прорывом в лечении онкологических больных стало появление противоопухолевых препаратов на основе моноклональных антител. Их применениепозволяет значительно увеличить длительность ремиссии и достоверно увеличить продолжительность и качество жизни пациентов любого возраста.
Сегодня среди остальных онкологических пациентов онкогематологические находятся в наиболее выигрышном положении, если можно так сказать, потому что для улучшения их состояния имеется практически всё.