Перейти к основному содержанию

Капоэйра: битва в танце

Это бразильское единоборство сочетает в себе танец, игру и боевое искусство.

Капоэйру сравнивают с полетом птицы, ведь главным для нее является свобода — как движений, так и сознания. Такой глубокий подход к пониманию боевого искусства, дополненный необычной техникой, с каждым годом привлекает в ряды капоэйристов все больше неофитов, несмотря на то что некоторые представители иных традиционных стилей пытаются доказать бесполезность занятий этим бесконтактным единоборством.

 

Танец – оружие рабов

 

Согласно самой распространенной версии, капоэйра возникла на плантациях сахарного тростника в Бразилии, где трудились чернокожие рабы, завезенные португальцами из Африки. Тяготы невольничьей жизни и непосильная работа не уничтожили в них стремление к свободе, самобытные культурные корни и религию. Поскольку рабы не могли заниматься единоборством открыто, они стали маскировать бои под невинный танец, традиционно совершаемый вечерами вокруг костра. 

Когда рабство ушло в прошлое, искусство капоэйры оказалось востребованным у криминальных элементов, дополнилось оружием — ножом и мачете — и оказалось вне закона. Официальное признание как вид спорта и национальное достояние капоэйра получила лишь в 1932 году, а сегодня она занимает второе место по популярности в Бразилии, уступая лишь футболу.

 

С ног на голову

 

Технике капоэйры трудно подобрать аналоги в каком-то другом виде единоборства. Ее оригинальность отчасти обусловлена историей создания: рабы, руки которых были закованы в кандалы, были вынуждены изобретать приемы, главную роль в которых играли ноги.

Это боевое искусство изобилует сложными акробатическими элементами, требующими достаточной силы и выносливости спортсмена. Стойки очень низкие, упор в основном делается на одну или обе ладони, а иногда и на голову, что дает возможность совершать сильные круговые удары ногами. Такой прием, как правило, является неожиданным для противника, что дает капоэйристу преимущество. Этот вид спорта неспроста носит название «бокс ногами».

Атака производится по двум уровням: разнообразным подсечкам, зацепам, ударам подвергаются ноги, а также удары ногами наносятся в голову противника. Защитные блоки мягкие, производятся за счет вращения, и каждый подобный уклон может молниеносно перейти в атаку.

Во время учебных спаррингов все приемы только обозначаются и работы в полный контакт не происходит, что сводит к минимуму травматизм на тренировке.

 

Игра под музыку

 

Капоэйра доступна каждому и не признает ни половых, ни возрастных ограничений.

Главный ее критерий, свобода, наиболее полно выражается в тренировочном процессе, который традиционно называют игрой.

Участники тренировки, облаченные в белые одежды, усаживаются по кругу, который символизирует солнце и называется рода. В руках у них – необычные музыкальные инструменты. Это барабан атабаке, бубен пандейро и смычковой инструмент беримбау — лук с привешенной к тетиве выдолбленной тыквой. В круг выходят два соперника, и начинается бой, сочетающий в себе фантастический танец, чудеса ловкости и акробатики, движения, перетекающие одно в другое и опровергающие законы гравитации. Игра, сменяющаяся боевым трансом, происходит под этническую музыку и пение остальных участников.

Капоэйра – это боевое искусство, способное, помимо навыков самообороны, придать телу гибкость, научить концентрации, укрепить дух и внушить уверенность в собственных силах.